Федерация Джиу-Джитсу

Статьи о Джиу-Джитсу

Гибкая ива распрямляется после бури, тогда как могучий дуб лежит поверженным



Статьи о Джиу-Джитсу

К вопросу о целесообразности применения спортивных единоборств в боевой подготовке сотрудников спецслужб

Через какое время занимаясь дзю-дзюцу я смогу применять приемы в реальной ситуации

ОСОБЕННОСТИ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Джиу-джитсу – взгляд сквозь века

Екзамен на зрілість бодігардів

Хулиганский стиль рукопашного боя

Журнал "Тигр и Дракон" 2004 г. (интервью Е. Радишевского)

Бушинкан Джиу-Джитсу. Вопросы (интервью Е. Радишевского)

Советы начинающим

Символика и концепция

Эзотерические аспекты восточных боевых искусств

Физиологические основы спортивного дзю-дзюцу

Психологическая подготовка бойца

Ударная техника в Джиу-Джитсу

Болевые воздействия на суставы пальцев в Джиу-Джитсу

Комбинированные болевые воздействия на кисти рук в Дзю-дзюцу

Нож. Ножевой бой

Самозащита

Удары мечом

Тактика борьбы

Тренировка

Нокаут

Наука в Дзю-дзюцу

Книга самурая

История Японии

Боевые искусства Японии

 

Журнал "Тигр и Дракон" 2004 г. (интервью Е. Радишевского)

Е.А, каким было первое впечатление от Японии, было ли что-то, удивившее Вас, когда Вы прилетели в эту страну?

Наверное, яркие впечатления начались еще до посадки. Самолет Узбекских авиалиний превзошел все мои ожидания. Сервис был на высоте, в отличие, например, от Королевских Авиалиний Нидерландов (KLM), самолетом которых я летал недавно на Конгресс Дзю-Дзюцу в Германии. Многочасовый перелет прошел на удивление легко и утром я приземлился в аэропорту Кансай Интернэшнл в Осаке.

Самым первым ярким впечатлением, которое я получил в Японии, была встреча с работником таможенного контроля. Когда я направился к нему, он страшно удивился этому и, метров за пять до моего приближения поклонился в пояс, показывая рукой на свободный проход. Пока я проходил мимо, он так и не разгибался.

Вы жили неподалеку от аэропорта или пришлось путешествовать по стране?

Я жил довольно далеко от Осаки, куда прилетел. Ясумото сэнсэй встретил меня в аэропорту и, сев на автобус мы поехали в город Нишиномию, где сделали небольшую остановку для позднего завтрака и встречи с Фудзи сан, хозяином одного из небольших антикварных магазинов и по совместительству обладателем 6-го дана в Шито рю каратэ. Мы общались несколько часов в первый день моего приезда и в последний день, обсуждая методы тренировки в японском каратэ и сравнивая некоторые тонкости тренинга каратэ и классического дзю-дзюцу.

Практически весь первый день прошел в разъездах и, после Нишиномии мы переехали в Кобо, затем пересели на автобус, идущий в Йонаго, провинция Тотори. Автобус был вполне комфортным, в нем можно было попить чай, взяв его в бесплатном чайном аппарате, а также снять туфли и поставить ноги на специальную выдвигающуюся платформу. В Йонаго нас встретила на машине сестра Ясумото сэнсэя и к вечеру мы добрались до его дома.

Где Вы жили, находясь в Японии?

Ясумото сан живет в традиционном японском доме в два этажа. Комнаты выстланы соломенными матами "татами", спят тут на матраце "футон". Несмотря на хорошую технику (с телевизорами и видеомагнитофонами все было в порядке), место жительства Ясумото сэнсэя вполне могло бы служить декорацией к любому из исторических фильмов о древней Японии. Я думаю, что мне очень повезло, т.к. я смог почувствовать старинный дух страны, подарившей миру боевое искусство, которое я практикую.

Сейчас многие в Японии живут по западному образцу. В стране огромное количество высотных домов, европейская и американская мебель, ночные клубы, бейсбол, гольф... Однако есть часть людей, как правило это люди старшего поколения, которые не отказываясь от благ современной цивилизации продолжают сохранять древние ценности. Жаль, что скоро этого всего, вероятно, уже не будет.

Я жил в доме своего учителя, в специально отведенной для меня комнате. На стенах висели "шо" - каллиграфические письмена и "кекодзику" - японские картины. Спал на татами, как и сам Ясумото сенсей. В изголовье у меня висело "шо", написанное известнейшим мастером каллиграфии и величайшим кен-дзюцу Ямаока Тессю.

Это был оригинал?!

Да. Ясумото сенсей серьезно занимался историей и археологией. Среди всего прочего, он собрал крупную коллекцию каллиграфии, картин и гравюр известных японских авторов. Я имел возможность в его доме любоваться оригиналами гравюр Хокусая, каллиграфией, написанной Ямаокой Тессю и Такуаном.

Во время пребывания в Японии Вы встречались только со своим учителем или общались еще с какими-либо мастерами боевого искусства?

Я общался с мастерами каратэ, кендо, айкидо и иайдо. Также мне удалось присутствовать на тренировках по наганата-до и дзюкендо. Меня интересовали некоторые моменты техники и методики проведения тренировок на родине этих боевых искусств. Ясумото сенсей представлял меня и, практически всегда преподаватели очень охотно шли на общение, отвечая на мои вопросы.

Больше всего я общался с Накаи Наримаса сенсеем, который специально приехал из Нишиномии для того, чтобы ассистировать мне в моих тренировках дзюдзюцу и для обучения меня иайдо и бо-дзюцу. Он имеет 6-й дан и мен-но маки в Мугай рю иайдо и уровень окудэн в Хонтай Йошин Рю Бу-дзюцу. Накаи сан жил в соседней комнате, и мы много общались с ним после совместных тренировок.

Расскажите, в каких исторических местах Вам удалось побывать.

Мне очень повезло, что Ясумото сенсей - человек глубокой эрудиции и, ко всему прочему, историк. Он устроил мне специальную программу, которая занимала почти все, свободное от основных занятий время.

Я был в замке Мацуи Дайме в городе Мацуи. Это красивый старинный замок известной японской семьи. В нем расположен музей и, неподалеку интересный центр "буки ясики" - самурайский дом.

Также мне удалось посетить замок в Химейджи. Это один из самых красивых замков Японии. Для меня он интересен еще тем, что именно в нем на протяжении многих лет практиковались боевые искусства Хонтай Такаги Йошин рю бу-дзюцу и Мугай рю иайдо, которыми я занимаюсь. Замок в Химейджи практически не изменялся и сохранен в неизменном виде, в отличие от замков в Мацуи и в Осаке, многие детали которых заменены современными и стилизованными.

Я также посетил мемориал Миямото Мусаши на его родине и посмотрел дом, в котором родился этот известный мастер. Это современный музей, рядом с которым расположен Будокан и додзе его школы. Музей Миямото Мусаши оказался не очень интересным, т.к. практически все в нем было не оригинальным. Большинство экспонатов были копиями. В нескольких километрах от мемориала есть место, на котором Миямото Мусаши поразил своего первого противника. Там есть специальная каменная плита на могиле пораженного воина.

Благодаря тому, что Ясумото сенсей довольно известный в Японии человек, мне удалось побывать в древнем лесном храмовом комплексе Киомиджи Дера в провинции Шимано-кен. Этот буддийский храм Тендай-сю расположен в горах. Настоятель монастыря встретился с нами и несколько часов мы общались. Это было очень интересно, т.к. Оказаки сенсей провел нас в закрытые для общего посещения места храмового комплекса. Я видел монашеские кельи, которые не изменялись сотнями лет и даже был допущен в комнату, куда мог входить только Дайме и некоторые монахи. Со слов Ясумото сенсея, мало кто из японцев могли попасть в подобное помещение. В этой комнате Оказаки сенсей угощал нас чаем и сладостями, сделанными в монастыре.

Из буддийских храмов я был также в дзэнском храме направления Риндзай.

Очень интересно было посещение храма дзиндзя в Миконосеки. Это древняя синтоистская святыня. Красивый комплекс, считающийся в Японии одним из "мест силы". Комплекс расположен недалеко от моря в горах.

Из синтоистских святынь я был в нескольких древних храмах в разных провинциях. Общался с дзиндзя. В одном из храмов даже стучал в храмовый барабан. Очень красивым был комплекс в Нишиномии. На площади перед главным храмом, на протяжении многих лет организовывались показательные выступления по Хонтай Йошин рю бу-дзюцу. В них практически всегда участвовал Ясумото сенсей.

В общем, можно сказать, что моя экскурсионная программа была очень насыщенной.

Е.А. у Вас международная квалификация пятого дана. Нам известно, что в эту поездку Вы получили одно из высших посвящений в классических боевых искусствах Японии - "окудэн". Выше него может быть только признание полного овладения Школой. Что это такое? Есть ли еще кто-либо из европейцев, которые имеет такой же уровень?

Я получил определенный пласт информации и прошел некоторые испытания, которые условно можно назвать испытаниями мистического характера. Это не имеет отношения к системе "дан", определяющей техническое мастерство и экзамена на следующий "дан" в Японии я не проходил. Однако следует сказать, что к передаче уровня "окудэн", в традиционных боевых искусствах обычно подходят не раньше достижения технического уровня 5-го или 6-го дана (годан-рокудан).

Окудэн в нашей линии Школы предполагает обладание знаниями скрытого уровня, так называемой секретной техникой. В нее может входить знание о методах воздействия на особые точки, которые не передаются на более низких уровнях, отдельные технические действия, практики психофизического рода, методы концентрации, использования внутренней силы, теория. Также туда входят приемы тестирования, важные для определения истинного уровня учеников. Эти методы передаются лично от учителя к ученику устно, хотя названия разделов и конкретных действий есть в дэншо Школы.

В СНГ, людей имеющих окудэн, я думаю, нет. По крайней мере в этой Школе японского боевого искусства. В Европе есть один человек, имеющий рокудан (6-й дан). Вероятно, он уже получил передачу окудэн в хонтай йошин рю. В самой Японии, людей имеющих такой уровень в этой Школе всего несколько человек.

Вы могли бы привести какой-нибудь пример испытания, которое Вы проходили?

Одним из нескольких тестов было "тэцудзе-шигоки" - пропускание раскаленного прута через сжатый кулак. Это тест, который показывает подготовленность сознания ученика к получению дальнейших психофизических практик и их успешному восприятию.

Перед выполнением теста нужно было прочесть мантру (по-японски дзюмон) и сложить пальцы в определенное положение (по-японски кэцу-ин). Говоря современным языком, использование мантр и мудр является методом самопрограммирования. Этому меня обучали заранее. Сам же тест это просто показатель готовности и наличия соответствующей внутренней силы адепта. Его проходили все, кто на протяжении веков получали окудэн и он указан в перечне умений, которыми должен овладеть мастер Школы.

Вы часто приглашали Ясумото сенсея к себе и посещали его занятия в разных странах. Расскажите о том, как Вы тренировались в Японии. Есть ли различие в занятиях в Японии и на Западе?

Обычно, в разных странах Ясумото сенсей проводит семинары. Они могут быть общими или тематическими, т.е. посвященными конкретной теме. Разумеется, также мы организовывали мастер-классы, на которых он занимался с личными учениками "учидэси". Живя у меня дома, он отдельно занимался со мной.

Однако в Японии все было несколько иначе. Я общался с сенсеем практически целый день. Т.к. на занятиях присутствовал только Накаи сенсей и я, или только я один, Ясумото сан мог уделить мне на много больше внимания, корректируя мои действия и акцентируя внимание на тонкостях. Много времени мы занимались теорией и методикой преподавания дзю-дзюцу, чего не было раньше на общих семинарах. Мы просматривали видеозаписи с демонстрациями мастеров древних школ бу-дзюцу в центральном Будокане Японии, видели турне японских мастеров по Китаю, смотрели записи закрытых внутришкольных демонстраций.

Ясумото сенсей практически каждый день занимался со мной древней техникой Хонтай Такаги Йошин рю, обучая ката и техническим действиям, которые не входят в современную аттестационную программу. Также я занимался иайдо школы Мугай рю и ханбо-дзюцу Кукишин рю. Мы практиковали закрытые разделы старой школы, изучая ходзе-дзюцу (методы связывания) и муто дори (обезоруживание).

В додзе, который расположен недалеко от дома, Ясумото сан корректировал меня в ката его линии Мото-ха Йошин рю и показывал различные методы тренинга.

Мне удалось сделать некоторые записи, переписав интересующие меня тексты которые перевел по моей просьбе Ясумото сенсей с японского на английский язык. Также я сделал зарисовки ряда технических действий.

Практика была традиционной и ежедневно начиналась с принятого ритуала.

Честно скажу, что вкус практики в Японии для меня был отличен от вкуса моих регулярных занятий дома. Может быть, дело в особом эгрегоре этой страны, возможно дело было в окружающих меня "местах силы", а может быть, как считают многие японцы, мне просто помогали "ками" - духи Японии. Во всяком случае, в некоторых местах, особенно в древних храмах и в горах, присутствие некой силы ощущалось очень явственно. Находясь в Японии, я ясно видел линию преемственности Школы и практиковался в соответствии с древними традициями.

Какие перспективы развития традиционного дзю-дзюцу за пределами Японии?

Хороший вопрос. На самом деле, мне кажется, что если перспектива развития традиционного японского дзю-дзюцу и есть, то она существует только за пределами Японии. Потому что, Япония это уже почти западная страна, в которой национальные ценности очень активно вытесняются. Бейсбол собирает огромные количества зрителей, а старинные школы боевого искусства насчитывают единичных учеников и постепенно вымирают. Впервые посетив Украину, Ясумото сенсей предположил, что в моей школе дзюдзюцу занимается больше учеников, чем во всех школах Японии, вместе взятых.

Я думаю, что традиционное дзю-дзюцу сейчас переживает второе рождение. И рождение это происходит у нас. С помощью японских мастеров и с полным следованием традиции. Наша организация, Украинская Федерация Дзю-Дзюцу, на сегодняшний день, вероятно, единственная в Украине официально существующая всеукраинская организация, имеющая международное признание и представляющая интересы одной из крупнейших международных будо-организаций, культивирующих дзю-дзюцу, регулярно организуют для этого национальные и международные конгрессы и семинары с приглашением известных мастеров боевого искусства из Европы и Японии."

Существуют ли мероприятия за рубежом, в которых Вы и Ваши ученики принимаете участие?

Да, часто. Меня регулярно приглашают проводить занятия, семинары и аттестации в Европе (Швеция, Бельгия, Великобритания, Германия) и в Израиле. Мои ученики бывают со мной на конгрессах в этих странах, а также в Испании, Франции, Дании, куда приезжают с учебными мероприятиями различные интересные нам мастера. Наша школа дзю-дзюцу сегодня хорошо известно в мире. На конгрессе Всемирного Элитного Общества Черных Поясов в Барселоне (Испания), куда весте со мной прибыло около 20 членов украинской федерации дзю-дзюцу, наша демонстрационная программа была признана лучшей среди программ 23 стран мира. Там же наша команда прекрасно проявила себя в международном турнире по дзю-дзюцу в версии борьбы лежа, заняв призовое место и победив одну из команд фаворитов из Англии.

Много ли организаций культивируют дзю-дзюцу в Украине и в других странах СНГ?

Школы дзю-дзюцу в СНГ есть, однако, скорее можно сказать, что множество организаций используют брэнд, называя то, чем они занимаются именем "дзю-дзюцу". На самом деле они не занимаются дзюдзюцу, а просто обучают собственным направлениям рукопашного боя, основанным обычно на прошлой практике каратэ, дзюдо и айкидо. В большинстве случаев, за дзю-дзюцу выдают традиционное дзюдо, мотивируя это тем, что некоторые ката дзюдо действительно сохранили облик нескольких направлений дзюдзюцу и включают формы самообороны, техника которых может быть отнесена к этому виду боевого искусства. Но дзюдо это не совсем дзю-дзюцу. Оно создавалось для несколько иных целей и задач.

В сайтах подобных организаций часто можно увидеть несуществующие названия школ, странные истории о прямой передаче знаний от неких неизвестных мастеров… На самом деле, практически все мастера традиционных школ в Японии известны. Я видел официально изданные японской федерацией традиционных боевых искусств списки, в которых указаны последователи школ боевого искусства, даже не имеющие высшей степени. Так что, говорить о тайных школах и секретных учителях на сегодняшний день просто смешно.

Дзю-дзюцу, даже современное, вне зависимости от того, где и кем оно создано, в любом случае, с общепринятой точки зрения, должно иметь прямую линию преемственности, основываться на определенных принципах и исходить из какой-либо из конкретных японских школ.

Какое ближайшее мероприятие Вы готовите?

В мае этого года в Минске пройдет международный конгресс Мотоха Йошин рю дзю-дзюцу под руководством Ясумото сенсея. Это будет подготовка и финальная репетиция к Всемирному Конгрессу традиционного дзю-дзюцу, который пройдет в октябре 2005 года в Японии. На конгрессе в Йонаго будут не только занятия и аттестация, но также ряд церемоний и большая экскурсионная программа по историческим местам страны. Мы приглашаем посетить это мероприятие всех желающих, независимо от организации, которую они представляют. Разумеется, для членов международного центра "Бушинкай" запланированы особые скидки и возможность позаниматься на специальных мастер-классах под руководством японских мастеров.

Как желающие могут связаться с Вашей организацией?

У нас много представительств в странах СНГ и в различных городах. Проще всего связаться по электронной почте. Также можно отправить письмо по адресу нашей штаб-квартиры: А.Я №132, Одесса, 65076, Украина.

Бушинкан Джиу-Джитсу. Вопросы (интервью Е. Радишевского)

Скажите, как удалось сформировать такую обширную боевую систему, как Бушинкан Бу Дзюцу? Известно, что Вы изучали разные направления боевого искусства много лет. Вам многое пришлось изменить согласно своему опыту?

Е.Р. Мы ничего, принципиально нового в техническом отношении, не создавали. Не занимались изобретением техники, не меняли сути её исполнения. Бушинкан использует классическую японскую технику. Наше новаторство в методиках преподавания, в современной классификации и систематизации технических действий, в разъяснении основополагающих принципов с самого начала обучения.

На это ушло много времени?

Е.Р. Думаю, что на это уйдет очень много времени. Потому что, система развивается и сейчас. Опять же, не технически, а принципиально. Появляются более совершенные методики обучения отдельным аспектам боевого искусства, совершенствуется систематизация. По мере возможности мы стараемся внедрять их в нашу практику.

Однако декларируется, что Вы и Ваши ученики сейчас практикуют традиционные боевые искусства в неизменной форме? Как это совмещается?

Е.Р. Достаточно легко. Я считаю, что древние Бу-Дзюцу помогают понять ряд важных принципов. И не вижу проблем, чтобы практиковать в абсолютно неизменном виде Корю Дзю-Дзюцу. Никто не мешает реализовывать освоенные принципы в повседневной жизни, в том числе и на тренировках в Бушинкан Дзю-Дзюцу.

Нашу организацию курируют несколько мастеров из Японии и большинство обладателей мастерских степеней и преподавателей Бушинкай параллельно имеют квалификацию в каком-то из традиционных японских боевых искусств. Ряд специалистов нашей организации также имеют передачи во внутренние практики классического дзю-дзюцу.

Часто встречается мнение, что старинные боевые искусства изжили себя и практически не приспособлены к условиям современной жизни. Что лично Вы думаете по этому поводу?

Е.Р. Я с подобными утверждениями категорически не согласен. Боевое искусство по идее не может себя изжить. Может, по ряду причин, не быть в данный момент мастеров высокого уровня. Однако если боевая техника дожила до нашего времени из глубин веков, можно сделать вывод, что она была рабочей. Воин не имел возможности тратить время на изучение неработающих приемов. А потратив его таким образом, он погиб бы в схватке. И неприменимая техника умерла бы вместе с ним. Практически все, что мы сейчас видим – это варианты какой-либо старинной техники. Анатомия и физиология человека не изменилась за последние пару сотен лет настолько, чтобы болевые воздействия на суставы перестали бы приводить к результату, центр тяжести человека не сместился, нивелируя эффективность выведения из равновесия, сонные артерии не ушли вглубь шеи, сделав неэффективным удушение.

Другое дело, что школами боевого искусства часто называют себя системы, не прошедшие воинский путь. Такими могут быть школы, созданные не в период войн и дуэлей и при этом отрицающие полезность опыта тренировочных и спортивных схваток. Зачастую можно увидеть условно эффективную технику, комбинации зрелищные, но практически невозможные в случае активного сопротивления реального противника.

Некоторые специалисты высказываются о необходимости спортивных поединков, другие категорически неприемлют их. Каково Ваше мнение о спорте и его роли в развитии воина?

Е.Р. Я считаю, что это индивидуально. Очень часто хороший спортсмен не в состоянии проявить себя в реальной ситуации сломавшись психологически, а не очень хороший на татами воин реально выполняет сложную боевую задачу. В том числе может одержать победу над превосходящим его по многим качествам опытным спортсменом.

Спортивный поединок может развить чувство дистанции, тайминг и другие полезные качества. Однако в ряде случаев, может и выработать неверный для реального боя динамический стереотип, который помешает выполнить необходимую задачу. Действительно, в спорте есть крайне полезные технические действия, часто позволяющие выиграть спортивный поединок. Однако из-за существующих в любом спорте ограничений, эти приемы в таком «спортивном» виде категорически не рекомендуется применять в реальной ситуации уличной схватки. Попробуйте прицельно стрелять из пистолета после того, как попали голым кулаком в зубы противника и разбили руку, (что почти невозможно в защитной перчатке). Или сделать удержание из арсенала самбо или дзюдо на земле при том, что у противника, как правило, свободна одна рука и он может нащупать на земле гвоздь, камень или что-то подобное. Или затянуть противника в борьбу лёжа при том, что, в любую минуту из-за угла может появиться приятель вашего оппонента. Да и вообще, куча эффективных в спарринге техник просто пропадает или очень существенно изменяется, если противник имеет какое либо режущее или колющее оружие. Например, почти все виды бросков через бедро и плечо пи которых вы поворачиваетесь спиной к противнику, оставив свободной одну из его рук.

Но очень многие Ваши ученики выступают в различных соревнованиях и проходят многочисленные и достаточно жесткие схватки во время экзаменов, при чем часто это происходит на на татами, а на обычной земле с буграми и камушками. Врядли они к этому не готовятся на тренировках заранее.

Е.Р. Да, практически все дерутся. Я не сказал, что это плохо. Я только заметил, что есть плюсы и минусы в практике ограниченных спортивных поединков. Не представляю себе, как научить человека драться, если он никогда этого не пробовал. Все равно, что учить иностранный язык, не разговаривая.

Много ли последователей Вашей Школы?

Е.Р. Сложно сказать точно, т.к. их количество не постоянно. Думаю, несколько тысяч человек практикует Бушинкан дзю-дзюцу сравнительно регулярно. И отдельные группы людей посещают наши учебные мероприятия, расширяя свой кругозор, но, продолжая оставаться в русле своих направлений. Кроме того, члены нашей организации принимают участие в качестве преподавателей в международных конгрессах в разных странах мира и проводят тематические занятия.

Много ли в Вашей организации людей, которые достигли уровня черного пояса? Насколько это сложно в сравнении с другими системами?

Е.Р. В нашей организации, степени черного пояса достигли немногим больше восьмидесяти человек. Из них с нами сейчас около семидесяти. Остальные по разным причинам либо прекратили свои занятия вообще, либо стали работать самостоятельно или в других организациях.

Что касается сложности, то я уверен, что достичь этого уровня может каждый практикующий, который имеет желание и настойчивость. Сравнивать с другими системами я не берусь, т.к. очень уж непохожими могут быть аттестационные требования разных Школ. Да и вопрос сложности зависит от индивидуальной подготовки. Но, думаю, что экзамен на черный пояс у нас достаточно запоминающийся. Я считаю, что это целая веха в жизни человека, вне зависимости от того, планирует ли он стать профессионалом в боевом искусстве.

Наверняка Вам задавали вопросы о мистике в японских боевых искусствах. Вы можете что-то сказать об энергии «Ки», о которой часто слышно из уст последователей айкидо и других направлений? На слуху всяческие «чудеса» творимые с применением этой энергии.

Е.Р. Знаете, на самом деле об энергии «Ки» мастера говорят очень редко. Лично я, практически никогда об этом не слышал, по крайней мере, на общих тренировках. Лично для меня, существование этой энергии несомненно, однако скорее, это не вопрос особого владения чем-то экстраординарным, а скорее вопрос понимания и терминологии. Энергия есть как во мне, так и во всех окружающих людях. И не только в людях. Я считаю, что умение использовать эту энергию более совершенно, чем это обычно получается у других людей – это мастерство, которое зависит от контроля дыхания, координации и, наверное, в основном, от психологического равновесия и контроля сознания. Для всех этих пунктов существуют специальные практики, которым обучаются на разных этапах изучения боевого искусства. Различные побочные эффекты, которые могут быть проявлены при подобных практиках, я бы не назвал «чудесами».

Переход на главную страницу

смешанные единоборства, джиу-джитсу, MMA, панкратион, Luta Livre, BJJ тренировки по джиу-джитсу

1 - 7 июля Отчёт о Летнем лагере интенсивной подготовки «Бушинкан-

18 - 19 мая Семинар по джиу-джитсу Юрия Спиваченко

20 - 27 апреля Поздравляем Владислава Парвова с победой на чемпионате Мира по бжж





ГО Спортивная Нация